I  II

 

mailto:HCic@yandex.ru

      Для представителей Системы было характерно сравнительное изучение различных религиозных доктрин и духовных учений, этических и философских концепций, или же различных взглядов на историю, теорию и практику искусства, на проблемы культурологического плана. Целью было обрести свой собственный духовный путь, найти точку приложения талантов и способностей.
      В движении, конечно, были люди, полностью определившиеся в религиозной и мировоззренческой области, так же, как и состоявшиеся в качестве творцов. Наличие конкретных религиозных взглядов, глубокой философской позиции, или же весомых результатов творчества не считалось обязательным для каждого пипла (результаты требовались лишь от находящихся в Системе длительное время): как человек духовно ищущий, он должен был стремиться к этим результатам - делать это честно, искренне, с самоотдачей. Именно такого человека (если он старался поступать альтруистично, знал и соблюдал системные традиции взаимопомощи) и называли словом „пипл".
      Система стимулировала выработку собственной позиции - не претендуя при этом на знание о единственно правильном образе жизни. Движение лишь декларировало, что свободный человек предпочитает находиться в стороне от власти и контроля.
    Неправомерно так же наделять движение какими-то исключительными полномочиями в области искусства: оно дополняло богему, но не отменяло её. Система давала толчок, ускорение, способствовала творческому „возгоранию" личности: она была трамплином, с которого человек мог „взлететь". Идея изменить мир к лучшему (путём воздействия на современную культуру) была частью системного менталитета, но она могла реализовываться также вне движения как такового, индивидуально. Человек мог получить от движения творческий импульс, а далее - действовать самостоятельно.
      Если же он становился подвижником, совершал какой-то радикальный творческий прорыв, посвящал себя служению человеческому благу в области искусства (ради чего оставался в Системе) это было идеальным вариантом - но подвижников было не много. Их уважали, всячески им помогали - в целом, такое творчество было крайне желательным для пипла, но (в отличие от духовного поиска) необязательным. Оно уже являлось внешним проявлением духовного потенциала, и было производным от любви. В профессиональном творчестве важнее новизна и мастерство; любовь необязательна. В Системе же ценили именно её (при всей неопределённости подобного критерия), опираясь в оценках на интуитивное чувство. Будучи целостным, искренним, полностью некоммерческим - оно, тем не менее, затрагивало души многих, никого не оставляя равнодушным. Будучи связан с Системой по образу жизни, своим творчеством человек говорил о вещах общезначимых: иначе оно оказалось бы скучным и мало кому интересным. Его плоды могли ничем не отличаться от произведений просто серьёзного, искреннего человека, наделённого этическим началом и стремлением к духовности: если это было настоящее искусство, оно выходило за рамки движения как такового. Правда, далеко не все системные творцы становились широко известными (во многом это было делом обстоятельств), но это не приуменьшает их заслуг перед движением, и ценности проделанной работы. Благодаря тысячам таких малоизвестных авторов поддерживался миф (который создавали те, кто всё-таки сумел оставить след в истории культуры) - миф о духовности, любви, и о свободе.
      Итак, отыскав свой путь в духовной области или творческой деятельности, человек достигал основной цели движения. Наступало время усердной работы над найденным, время реализации: и он, с формальной точки зрения, покидал пределы Системы - но не терял с ней контакт, оставаясь своим человеком.
      В Системе всё имело смысл, всё было подчинено целям духовного поиска и (в идеале) творческого подвижничества. Для того, чтоб этот поиск был реальным, а не иллюзорным, пипл стремился развивать в себе любовь и альтруизм, следовал традициям взаимопомощи. Для того же, чтобы помогать другим и самому духовно развиваться, он нуждался в свободе: в самостоятельности и самодостаточности.
      Свобода подразумевала способность критически мыслить, самому формировать свои взгляды, а не полагаться на идеологию в готовом виде. Человек должен был действовать адекватно сложившимся обстоятельствам, не следовать застывшей догме (идеология Системы постоянно совершенствовалась, допуская возможность существования множества различных версий: между их сторонниками шли открытые дискуссии). Лидерство в движении могло быть только ситуационным, оно длилось в ходе конкретного дела - заканчиваясь при осуществлении поставленной задачи.
      Свобода подразумевала сознательный выбор: человек жил так, как сам считал нужным жить в свете любви и духовности. Система была "выходом из игры", она существовала как бы дистанцированно от "большого общества", на обочине. Это был сознательный уход, а не протест (системный пипл был занят позитивными делами, а не бесконечным отрицанием чего-то). Представители Системы не были ориентированы на то, чтоб эпатировать людей, к примеру, внешним видом - они хотели, чтобы завязался диалог. Они стремились дать какой-то шанс другим: к тусовке мог подойти кто угодно, и заговорить с пиплами. С ним побеседовали бы об универсальных, общечеловеческих ценностях: о необходимости духовности, любви, свободы.
      Считалось, что свободный человек не создаёт другим проблем, и не является для них обузой.
     Как минимум, пипл должен был уметь сам о себе позаботиться, и в полной мере владеть навыками выживания: знать способы честного заработка.
     Система позволяла человеку жить ради высших целей в положении маргинала, но не заставляла оставаться в этой роли навсегда. Напротив: переходный, временный характер нахождения в Системе полностью осознавался ищущими (только подвижник мог оставаться в движении сколь угодно долго). В большинстве же случаев, человек со временем покидал Систему, оставаясь для пиплов союзником и другом. Они были самостоятельны, но находились внутри социума, это было главное отличие.
      Если духовно ищущие были активом движения, а свои люди - аурой, то творческие подвижники были его ядром. Именно на этом уровне шло самовоспроизведение Системы (как уже упоминалось, лидерство в ней было только ситуационным, связанным с конкретным делом - и заканчивалось с достижением намеченного результата). Бессменных, постоянных руководителей движение не знало: Система просто не нуждалась в них, идеология была важнее.
      Стадия "пионерии" и стадия "олдовости" - не что иное, как отклонения от нормального развития. Пионером становился тот, кто слишком рано примыкал к движению (Система не была рассчитана на подростков) - и этот период отражал обычное взросление. У того, кто приходил в движение уже сформировавшейся личностью, "этап пионерии" отсутствовал - именно так и должно было быть. Олдовые же - просто люди, сбившиеся с курса.
      В Системе не было ни пионеров, ни олдовых - были лишь системные пиплы. Тон задавали подвижники, но это не значит, что духовно ищущие находились по сравнению с ними в каком-то приниженном положении: они просто меньше работали на движение.
      И, наконец, на общее дело Системы работали её хранители: помощники и критики (в частности, самиздатчики). Значение этих людей часто преуменьшается, так как они оставались в тени творческих "звёзд". Но без талантливых соратников (организаторов конкретных дел, а не увитых лаврами "приподнятых" вождей) ничего бы не состоялось: они перебрасывали мост от абстрактного мифа к реальности. Они, опять таки, участвовали в творческом процессе, они были подвижниками.

 

 

Хостинг от uCoz