I  II


mailto:HCic@yandex.ru

… Богатства, вас влекущие, тем плохи,
Что, чем вас больше, тем скуднее часть,
И зависть мехом раздувает вздохи.

А если бы вы устремляли страсть
К верховной сфере, беспокойство ваше
Должно бы неминуемо отпасть.

Ведь там - чем больше говорящих „наше",
Тем большей долей каждый наделен,
И тем любовь горит светлей и краше."

„Теперь я даже меньше утолен, -
Ответил я ему, - чем был сначала,
И большими сомненьями смущен.

Ведь если достоянье общим стало
И совладельцев много, почему
Они богаче, чем когда их мало?"

И он в ответ: „Ты снова дал уму
Отвлечься в сторону земного дела
И вместо света почерпаешь тьму.

Как луч бежит на световое тело,
Так нескончаемая благодать
Спешит к любви из горнего предела,

Даря ей то, что та способна взять;
И чем сильнее пыл, в душе зажженный,
Тем большей славой ей дано сиять.

Чем больше сонм, любовью озаренный,
Тем больше в нем благой любви горит,
Как в зеркалах взаимно отраженной.…

Данте Алигьери. „Божественная комедия"
(Чистилище. Песнь пятнадцатая. 49-75)

      Как не печально осознавать, сегодня, в эпоху виртуальных денег, транснациональных корпораций, неимоверных скидок и высокочастотных компьютеров, всё чаще молодёжи приходится занимать ячейки, отведённые для них обществом. И только прожив полжизни, говоря с тоской на сердце - „вполне счастливо", он или она покажет маленьким внукам ветхую от времени тетрадочку со стихами; единичные сохранившиеся зарисовки пейзажей и сцен из жизни; потресканную гитару со стёртыми калками; откровенные фотографии когда-то близких подруг; серию мультфильмов, сохранившихся на старом компьютере, с которых когда-то хохотал весь двор; или тряпку, некогда бывшей вызовом любому модельеру; либо кассету с дружескими спектаклями, которая налегке потянула бы на диплом ВГИКа…
      Все чаще молодые люди забывают об истинных целях жизни, вернее не забывают, потому что таких нет, а не задумываются об этом. Бросаясь из крайности в крайность, парни, постоянно мечутся между придуманным некогда устоем: „Настоящий мужик должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом", и параллельно другим устоем, слегка извращённым первым, но по смыслу абсолютно противоположному оному: „Настоящий мужик должен вырастить пузо, посадить печень и построить тёщу.". Получается очень интересная картина, когда с одной стороны человек пытается жить по общепринятым нормам, так называемым этическим стилем жизни, а со второй стороны, хочет попробовать как можно больше плодов из райского сада, и при этом подавляющее большинство - запретных, так называемым эстетическим стилем жизни. С барышнями ситуация примерно такая же, за исключением той мелочи, что они являются объектом вожделения. Здесь напрашиваются слова из священного Корана: „Женщина для услаждения мужчины", - в нашем демократичном обществе это знают только женщины, и всячески этим пользуются. Ни тот и ни другой, себя при этом так и не ощущают свободными, их держит то дом, фундамент которого уже мокнет под дождями и трескается под напором морозов, дети и деревья - это святое, их, конечно, приплетать сюда не будем, а вот друзья, которые уже смотрят любимые телепередачи по телевизору размером с треть стены, и прыгают на сексодроме размером два на два, заставляют поднапрячься, и срочно заработать на телевизор с полстены, и на сексодром два на три, хотя зачем это нужно, остаётся для всех загадкой.
      Но есть ещё и третий стиль жизни, когда человек живёт, наслаждаясь всем тем, что его окружает, довольствуясь тем, что имеет, боязнью того плохого, что может случайно совершить. Пытаясь украсить свою жизнь тем, что украшает жизнь окружающих; и потом, сидя в уютном кресле, укутавшись в одеяло, попивать горячий чай под любимую пластинку, и лелеять мысли о том, что ещё одну грань прекрасного он показал людям, и тем самым дал им шанс выбрать для себя ещё что-то близкое. Вот именно в эти минуты человек по настоящему свободен, он по настоящему счастлив. Наутро, проснувшись в кресле и выключив проигрыватель, подойдя к окну и наслаждаясь рассветом дня, решает для себя очередную дилемму: по прежнему быть, или иметь; первые лучи ласкают ещё не до конца проспавшиеся глаза, и тут в голове просветляется ночной туман, и отчётливо вырисовывается новая картина, строфы толкаются и суетятся, ожидая запечатления на бумаге, он подбегает к знакомому блокноту, и начинает записывать… Дилемма решилась сама собой - по-прежнему быть…
      Подобной духовной жизнью жил не каждый из нас. Всеобъемлющее чувство любви, возникало не у многих, каждый, конечно, пытался приблизиться к этому в своей повседневной жизни в мыслях и поступках, многие декларировали: неприятие насилия и грубости, готовность помогать другим, стремление к решению конфликтов мирным способом, не у всех, к сожалению, это получалось, и получается это только у считанных десятков. Для подобного состояния требуется избавление от предрассудков и стереотипов, внутренняя трансформация, раскрепощение. Свобода личности рассматривается как основа для развития в себе любви ко всем живущим. Она никогда не отделяется от сознательности и ответственности, будучи прямой противоположностью эгоистическому произволу. Свобода не отделима от ответственности, ни от кого независимый человек несёт сам ответственность за свои поступки. Замкнутый на личных интересах человек свободным быть не может, как находящийся во власти внутренних противоречий, заложник собственной ограниченности. Понятие „свобода" отражает степень зрелости и уровень развития, способность человека делать выбор и поступать, как сам считает нужным.
      Находясь во власти общества, человек не свободен. Общество социализировало его под себя, почти сгладило всё, что было в человеке индивидуального, постоянно навязывает взгляды, жизненные принципы. Это происходит ненавязчиво, лживо и очень эффективно, всё начинается с высоких призывов: „Будь собой - пей Херши!!!". Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Для того, что бы стать свободным, необходимо отказаться от навязываемых обществом стандартов и вести альтернативный образ жизни.
      И вот тогда, полностью углубившись в духовный мир, человек оказывает влияние на современную культуру посредством своего творчества - и этим изменяет мир к лучшему. Нередко для продолжения духовных поисков, ради осуществления прорыва в области искусства приходится чем-то жертвовать: здесь действует приоритет духовности и интересов творчества над жизненным благополучием.
      Следует заметить здесь самое главное - духовный мир, это хорошо, это чудесно, прекрасно, прелестно, и как не назови, всей масштабности данного мира не передашь, но всё что происходит - происходит в материальном мире; и без материального мира духовного мира с материальными людьми не может быть.
      Дар и предпосылки к подобной жизни есть у многих, но творящих духовно ищущих людей мало, как правило, каждый либо произвёл творческий акт и забросил его, либо осуществляет духовный поиск втихаря. Это происходит по массе причин: человек не получил одобрения своих творений у тех немногих, кому набрался смелости показать; не нашёл друзей, идущих схожим жизненным курсом, а сам не в силах поднять на ноги задуманное; не было аудитории опробовать сотворённое; не было возможности или не хватило ресурсов и многое другое…

Хостинг от uCoz