Системный образ жизни полностью реализовывался лишь
в коммунах, на флэтах, в процессе вписки. Высшим его проявлением,
апогеем пассионарной активности, было создание коммун, а без флэтов
и вписок вообще не могло быть Системы. Можно разделить системные
традиции на четыре пары соответствий: коммуна - сейшн, флэт - квартирник,
вписка - стрит, тусовка - автостоп (в порядке убывания их сложности:
при этом более сложная традиция включала в себя, как элемент, менее
сложную). Первый член диады соответствует осёдлой жизни в городе,
второй связан с практикой путешествий (системный образ жизни заключался
в чередовании этих периодов). Две первых диады отражают уровень
творческой реализации: деятельность пассионариев, ядра движения.
Две последних диады отражают уровень поиска: их осуществлял актив
движения. При этом то, что делал актив, делало и ядро движения:
так, вписывали абсолютно все пиплы. Путешествия в Системе выполняли
вспомогательные функции: во время странствий пипл осуществлял свой
поиск, или делился творческими результатами с другими. Автостоп
был неразрывно связан со впиской. Существовал моральный принцип:
„вписывать больше, чем вписываться самому": пипл мог вообще
не путешествовать - но не вписывать он не мог (это было обязанностью
каждого участника движения).
Коммуной было добровольное, идейное объединение
людей: с целью катализации творчества в процессе совместного проживания.
Системная (в полном смысле слова) коммуна могла преследовать лишь
творческие цели. Система не была ни церковью, ни партией: религиозной
проповедью, политической борьбой она не занималась. Это были не
её задачи: отдельные пиплы могли входить в религиозные общины или
вовлекаться в акции протеста - это было их личным делом - в целом
же движение служило только целям поиска и творчества. Движение выработало
общие принципы организации коммун, знание которых помогало уменьшать
количество конфликтов:
1. Коллективное творчество (являвшееся основой для
объединения, его причиной и конечным смыслом) должно было начаться
до формирования коммуны. Люди знали, чем они хотели вместе заниматься:
выступать на сейшенах, записываться (типичные коммуны создавались
рок-группами), проводить спектакли, снимать фильмы (коммуны театральных
трупп), организовывать выставки, акции (объединения художников),
устраивать чтения, издаваться (поэты и прозаики).
2. Должна была соблюдаться одинаковая степень участия
и распределения обязанностей (власти). Каждый активно участвовал
в общем деле, делал всё, что только мог: и в том, что делал лучше
остальных, был лидером (при возникновении соответствующей ситуации).
Постоянного, универсального лидера не было. Обязанности и права
распределялись равномерно: каждый специализировался на чём-то своём,
а неприятные, рутинные работы (точно так же, как координирующие
функции) выполнялись пиплами по очереди. Каждый должен был уметь
работать и уметь руководить: в коммуне все были равны, и каждый
был хозяин.
3. В коммуне еда была общей, и существовала общая
касса (для поддержки творческой деятельности; для оплаты жилья,
коммунальных услуг; на „чёрный день"). Совместно покупались
вещи, необходимые для творческой деятельности коммуны, если же они
принадлежали одному из участников, то после согласования с хозяином
свободно использовались в целях этой деятельности.
4. Коммуна устанавливала ту или иную форму сексуальной
дисциплины. Если участники обходили этот вопрос стороной, то впоследствии
он становился источником постоянных конфликтов и внутреннего напряжения.
В идеале, коммуна строилась из стабильных моногамных пар (при этом
каждый занимался творчеством, а не был „приложением" к супругу).
Или же все пары образовывали групповой брак свингерского типа. Или
же участники между собой договаривались заниматься сексом только
вне коммуны: так, чтоб эта сфера жизни не пересекалась с творчеством,
не мешала делу.
5. В коммуне исключалось потребление наркотиков, и
резко ограничивалось потребление спиртного. Творческий процесс страдает
от интоксикаций, и там, где люди вовлекались в наркотизм или уходили
в запой, неизбежно возникали проблемы с окружением, неизбежно появлялся
криминал. Благодаря наркотикам и алкоголю в орбиту общения попадали
различные тёмные личности, которые несли с собой серьёзные проблемы
для пиплов; наркотики также давали властям лишний повод, „зацепку"
для борьбы с инакомыслием.
6. Человек нёс личную ответственность за тех людей,
которых он привёл в коммуну в гости - и, тем более, на вписку. Вписка
конкретного человека на территории коммуны осуществлялась после
соответствующей просьбы: при отсутствии возражений со стороны хозяев.
Спорные вопросы, касающиеся людей, решались участниками коммуны
коллективно, за закрытыми дверями (чтоб не умножать обид). Выписка
осуществлялась большинством голосов. Приём новых участников - единогласно.
7. Коммуна избегала привлекать к себе внимание; держалась
на дистанции от общегородской (не системной) тусовки. Общим достоянием
становились результаты творчества пиплов, а не их личная жизнь.
Влиять на общество своим примером не означало выставлять себя напоказ:
скорее, это понималось как открытость и готовность к диалогу, как
готовность рассказать о принципах в ответ на искреннюю просьбу.
8. Коммуна мыслилась как городской феномен. Для её
существования был жизненно необходим поток свежей информации, связь
с культурной жизнью, связь с Системой в целом: это было возможно
только в городских условиях. Если коммуна организовывалась в сельской
местности, в её состав всегда входила городская часть в ближайшем
центре („представительство") - иначе творчество было обречено
на затухание.
9. В коммуне апробировались новые формы социального
взаимодействия (она всегда шла дальше системной традиции, обогащая
её). Шёл алхимический процесс взаимопревращений мифа и реальности.
Как правило, он отражался в самиздате: в декларациях и манифестах.
10. Коммуна всегда была временным образованием. При
достижении творческой цели она передавала эстафету новым коллективам
(часто отпочковывающимся от неё) и самораспускалась. Ведь в коммуне
получал своё развитие порыв, а он не мог быть вечен! Негативный
опыт не достигших ничего коммун был для Системы так же ценен: это
помогало корректировать идеологию движения, не повторять ошибок.
Коммуны организовывались ядром движения: творческими
пассионариями. С их деятельностью связывались такие явления, как
сейшн, выпуск магнитоальбома (или самиздата).
|