Идеал человека был гораздо шире представления о безупречном
представителе движения как такового. Имеется в виду ценностно-личностная
ориентация, а не набор конкретных типажей „героев рок-н-ролла".
Предполагалось, что живущий безупречно (с нравственной точки зрения)
человек может не иметь к Системе никакого отношения. Определяющим
критерием была любовь. Система пропагандировала её необходимость
в человеческих взаимоотношениях, ненасилие, альтруизм (то есть общечеловеческие
ценности), но никак не специфически системный образ жизни. Считалось,
что Система - отнюдь не единственный путь для развития личности,
и этот путь подходит не для всех. Она признавалась в качестве катализатора
развития, жизненного этапа - но никак не в качестве смысла всей
жизни.
Как уже упоминалось, целью существования Системы
был духовно-творческий поиск, а так же поддержка идейно близких,
родственных людей. Она основывалась на взаимопомощи; способствовала
творческой реализации, служила интересам выживания.
„Духовное", согласно представлениям движения,
означало как религиозное (этическое, нравственное) начало в человеке
- так и начало творческое. Считалось, что искусство может „подвести
к двери", помочь найти свой Путь, и занятия. Желание изменить
мир к лучшему, воздействуя на современную культуру, было одним из
важнейших источников творчества: поэтому стремились совершенствовать
свою „подачу", чтобы можно было „достучаться" до людей.
Но независимо от этого, творчество, содержащее
в себе духовный импульс („внутренний свет" и „тепло")
всегда приветствовалось, даже если было банальным с художественной
точки зрения. Любовь к людям, не безразличие к их судьбе, правдивое
слово ценились больше профессиональных навыков.
Для того, кто полностью определился в духовной
области и как-то адаптировался в социальной среде, участвовать в
движении было необязательно. Такие люди находились где-то рядом,
но занимались своими делами (будь то творчество или духовная практика),
активно не вовлекаясь в жизнь андеграунда. У каждого из них была
своя определённая „специализация": общались они в первую очередь
с теми, кто проявлял интерес к их деятельности (помогая им пройти
такой же путь).
Но эти люди были для движения своими: и, конечно
же, их отстранённость от бурлящего котла Системы никогда не вызывала
нареканий. Эта отстранённость объяснялась их желанием сконцентрировать
усилия в избранном русле, и продолжать своё дальнейшее развитие,
не отвлекаясь на второстепенные детали: такая позиция не противоречила
идеалам движения (она была логическим продолжением, итогом успешно
осуществлённого поиска).
Для движения контакт с подобными людьми был
величайшим благом, так как именно от них шла информация, и именно
они помогали отыскать свой индивидуальный путь другим. Чем больше
было их вокруг Системы, тем больше было возможностей для углублённого
поиска, тем шире был выбор.
В Системе представление об идеальном человеке (которое служило ориентиром
личностного развития) первоначально формулировалось следующим образом,
это:
1. Человек, испытывающий любовь ко всем живущим, альтруист.
2. Он проявляет некую духовную активность (внутреннего или
внешнего характера);
3. Он полностью самостоятелен, самодостаточен (свободен для
того, чтобы помогать другим - и развиваться дальше самому).
Любовь рассматривалась как доброжелательность,
готовность поддержать того, кто попросил о помощи, как активная,
бескорыстная помощь, оказываемая себе подобным. Так как помочь должным
образом (правильно) можно лишь тем, кого сам хорошо понимаешь: тем,
кто в чём-то похож на тебя, или тем, кто идёт сходным жизненным
курсом. Любовь в Системе понималась, прежде всего, как добрые дела:
они свидетельствовали о духовности того или иного человека.
Эти действия должны были быть мудрыми, уместными,
естественными; лишёнными шумихи или нарочитости. И в этом пункте
никакой разницы между системным пиплом и своим человеком не существовало:
любовь была главным критерием. Считалось, что тот, кто живёт по
любви, живёт правильно, а без неё всё остальное полностью теряло
смысл (и потуги на духовное развитие, и творчество). Поэтому при
встрече с новым человеком, прежде всего, обращали внимание на его
поступки в отношении других: пытались понять, насколько он альтруистичен.
Если в человеке обнаруживалось это качество, пиплы считали его полностью
заслуживающим доверия, достойным всяческой поддержки: и моральной,
и материальной. Для остальных (не проявляющих в своих взаимодействиях
с людьми любви) важней считалась помощь в изменении мировоззрения.
Таких материальная забота может развратить: поэтому она и не являлась
для системного пипла моральным долгом.
Люди, пытавшиеся развивать в себе любовь, формировали
некую единую среду: само движение и его ауру. Это был совершенно
особенный мир - с более гармоничными отношениями между людьми, чем
в окружающем обществе. Именно на этом уровне осуществлялось прогрессивное
влияние Системы: возникавшие внутри движения традиции и способы
взаимодействия отчасти заимствовались богемой, интеллигенцией, религиозными
кругами - становились достоянием их субкультур.
Системный пипл и свой человек различались разве
только тем, что первый всегда активно поддерживал деятельность движения
(а значит, знал его идеологию, традиции), а второй мог не иметь
к нему прямого отношения. Но это были люди с очень близким, родственным
мировоззрением: стремящиеся приблизиться к альтруистическому идеалу.
Эти люди различались главным образом по способам проявления духовной
активности, и по способам реализации свободы - любовь же была их
общим признаком.
Духовная активность, в свою очередь, подразумевала
серьёзную вовлечённость в культурный процесс: как изучение и осмысление
накопленного достояния (в этом случае активность была направлена
внутрь человека, энергия расходовалась на его развитие) так и прямое,
непосредственное участие в нём (активность тогда направлялась вовне,
была адресована другим людям). Первое предшествовало второму, но
не всегда к нему приводило: становиться творцом или популяризатором
культуры было нужно не каждому, не каждый находил в этом своё предназначение.
|